МОСКВА, 23 декабря 2021, Институт РУССТРАТ.

Министерство иностранных дел Российской Федерации 17 декабря 2021 года на своём сайте опубликовало Соглашение о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств-членов организации Североатлантического договора и Договор между Российской Федерацией и Соединёнными Штатам Америки о гарантиях безопасности. Речь идёт, конечно же, о проектах документов, которые предлагается обсудить в ходе переговоров соответствующих форматов.

Поручение президента России Владимира Путина министру иностранных дел Сергею Лаврову о сосредоточении дипломатических усилий на данном направлении было озвучено в ходе расширенного заседания коллегии МИД РФ 18 ноября 2021 года:

«Нужно обязательно уже ставить вопрос, Сергей Викторович, надо ставить вопрос о том, чтобы добиваться предоставления России серьёзных долгосрочных гарантий обеспечения нашей безопасности на этом направлении, потому что так существовать и постоянно думать о том, что там завтра может произойти, Россия не может».

Однако подготовка текстов указанных выше документов стала возможной лишь по итогам переговоров по видеосвязи между президентами России и США 7 декабря 2021 года. В ответ на выраженную Джо Байденом озабоченность якобы «угрожающим» характером передвижений российских войск вблизи украинских границ Владимир Путин отметил, что не следует перекладывать ответственность на плечи России, т.к. именно НАТО предпринимает опасные попытки освоения украинской территории и наращивает военный потенциал у российских границ.

Президент нашей страны также выразил серьёзную заинтересованность в получении надёжных, юридически зафиксированных гарантий, исключающих расширение НАТО в восточном направлении и размещение в сопредельных с Россией государствах ударных наступательных систем вооружений. Далее лидеры США и России договорились поручить своим представителям вступить в предметные консультации по этим чувствительным вопросам.

Для того чтобы консультации прошли эффективно и закончились подписанием соответствующих документов, МИД РФ и подготовил проекты Соглашения о мерах безопасности с НАТО и Договора о гарантиях безопасности с США.

Посмотрим на основные тезисы этих документов. Приведём ряд самых важных цитат из Соглашения о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств-членов организации Североатлантического договора:

Статья 4: «Российская Федерация и все Участники, являвшиеся по состоянию на 27 мая 1997 года государствами-членами Организации Североатлантического договора, соответственно, не размещают свои вооружённые силы и вооружения на территории всех других государств Европы в дополнение к силам, размещённым на этой территории по состоянию на 27 мая 1997 года».

Статья 5: «Участники исключают развёртывание ракет средней и меньшей дальности наземного базирования в районах, из которых они способны поражать цели на территории других Участников».

Статья 6: «Участники, являющиеся государствами-членами Организации Североатлантического договора, принимают обязательства, исключающие дальнейшее расширение НАТО, в том числе присоединение Украины, а также других государств».

Статья 7: «Участники, являющиеся государствами-членами Организации Североатлантического договора, отказываются от ведения любой военной деятельности на территории Украины, а также других государств Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии».

Текст Договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатам Америки о гарантиях безопасности содержит следующие важнейшие пункты:

Статья 4: «Соединённые Штаты Америки принимают обязательства исключить дальнейшее расширение Организации Североатлантического договора в восточном направлении, отказаться от приёма в альянс государств, ранее входивших в Союз Советских Социалистических Республик.

Соединённые Штаты Америки не будут создавать военные базы на территории государств, ранее входивших в Союз Советских Социалистических Республик и не являющихся членами Организации Североатлантического договора, использовать их инфраструктуру для ведения любой военной деятельности, а также развивать с ними двустороннее военное сотрудничество».

Статья 5: «Стороны воздерживаются от размещения своих вооружённых сил и вооружений, в том числе в рамках международных организаций, военных союзов или коалиций, в районах, где такое развёртывание воспринималось бы другой Стороной как угроза своей национальной безопасности, за исключением такого развёртывания в пределах национальных территорий Сторон.

Стороны воздерживаются от полётов тяжёлых бомбардировщиков, оснащённых для ядерных или для неядерных вооружений, и нахождения надводных боевых кораблей всех классов, в том числе в рамках союзов, коалиций и организаций, в районах, соответственно, вне национального воздушного пространства и вне национальных территориальных вод, откуда они могут поражать цели на территории другой Стороны».

Статья 6: «Стороны обязуются не развёртывать ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования вне национальной территории, а также в тех районах своей национальной территории, из которых такие вооружения способны поражать цели на национальной территории другой Стороны».

Статья 7: «Стороны исключают развёртывание ядерного оружия вне национальной территории и возвращают такое оружие, уже развёрнутое за пределами национальной территории на момент вступления в силу настоящего Договора, на национальную территорию. Стороны ликвидируют всю имеющуюся инфраструктуру для развёртывания ядерного оружия вне национальной территории».

Очевидно, что главным является Договор о гарантиях с США. И подписание данного договора первично. Такой подход диктуется самой жизнью и расстановкой сил в мире. Между Соединёнными Штатами и Россией поддерживается стратегический ядерный паритет. Именно США являются реальным руководителем НАТО в силу своего военного, политического и экономического потенциала. Недавно даже появился такой термин, что НАТО – это «США +».

Получится у России договориться с Соединёнными Штатами, значит, Соглашение о мерах безопасности с НАТО будет подписано автоматом. Если же с подписанием Соглашения возникнут проблемы, то это будет лишь свидетельствовать о нежелании Вашингтона заключать эту сделку по безопасности.

Надо отметить, что Россия выставила в документах очень жёсткие и чёткие условия. Однако не надо смотреть на них только с позиции нашей страны, т.к. Россия берёт на себя те же обязательства. То есть от этой сделки в плане безопасности и исключения крупномасштабного вооружённого конфликта выигрывают обе стороны: и Россия, и США с их союзниками.

Это справедливо, если обе стороны признают право друг друга на равную безопасность. Если же относится ко второй стороне (России) как к неравноправному партнёру и пытаться решать вопросы своей (США и НАТО) безопасности за её счёт, то впору называть указанные выше документы ультиматумом России. Что некоторые официальные лица на Западе и поспешили сделать.

Таким образом, главная задача России на первом этапе работы с данными документами – обеспечить себе статус равного партнёра в глазах США и их союзников по НАТО. Скорее всего, при первой итерации это будет сложно сделать, но при второй итерации, после подготовительных либо реальных действий России по созданию военных и других угроз в первую очередь для США, договороспособность западных партнёров должна повыситься.

Конечно же, возникает вопрос. А что будет делать Россия, если всё-таки с подписанием этих документов возникнут непреодолимые сложности? Чтобы увидеть список потенциальных российских мер, позволяющих компенсировать угрозы нашей национальной безопасности, достаточно посмотреть текст Договора о гарантиях безопасности с США, только убрать глаголы «воздерживаются», «обязуются» и «исключают».

Как на днях заявил глава российской делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Константин Гаврилов: «Все всё прекрасно понимают, наступает в отношениях России и НАТО момент истины. Нельзя постоянно наступать на больные точки России, нужно определяться… Разговор должен быть серьёзный, и все в НАТО прекрасно понимают, несмотря на всю силу и мощь, что необходимо предпринимать конкретные политические действия, в противном случае альтернатива – это военно-технический и военный ответы России».

Таким образом, как выразился 20 декабря 2021 года заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Грушко: «Наши предложения очень понятны. Время полутонов, веры на слово – они прошли».

Крылатая фраза, сформировавшаяся в 1941-1942 годах в период обороны Москвы в Великой Отечественной войне, «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!» с приближением военной инфраструктуры НАТО к границам России и соответственным уменьшением подлётного времени вражеских ракет становится актуальной и на текущий момент времени.

Институт международных политических и экономических стратегий Русстрат

(@russtrat)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.