МОСКВА, 29 декабря 2021, Институт РУССТРАТ.

Президент России Владимир Путин 8 ноября своим указом утвердил основы государственной политики в сфере стратегического планирования в стране. Согласно документу, цикл такого планирования определяется сроком полномочий главы государства. Однако, по мнению опрошенных нашим изданием экспертов, чтобы новый госплан был эффективным, строить прогнозы нужно с горизонтом в 25 лет.

Планирование и программирование

Человеку свойственно планировать: отпуск, покупку жилья, рождение детей, бизнес. Государство делает то же самое, но в масштабах страны, и цена ошибки при планировании выше. Можно построить микрорайон или даже целый город, в котором никто не захочет жить — потому что территория вокруг не развивается или там неблагоприятный климат и нет работы. Можно открыть суперсовременное предприятие, но на нём некому будет трудиться, потому что университет в городе не готовит специалистов такого профиля, а выписывать их из другого региона невыгодно. Поэтому, берясь за большое дело, нужно просчитывать всё до мелочей и на многие годы вперёд. Это и называется стратегическим планированием.

Среди самых известных планов есть как успешные, например ГОЭЛРО (государственный план электрификации Советской России после Октябрьской революции 1917 года. — Прим. ред.), позволивший дать огромной стране электричество, так и не очень, к примеру освоение целины. Распашка казахстанских земель позволила увеличить сельхозпроизводство, но негативно сказалась на степных и лесостепных экосистемах. Другой масштабный проект — поворота сибирских рек с целью обеспечения водой засушливых регионов — к счастью, так и не был реализован.

В 90-е годы Россия отошла от плановой экономики, а теперь переходит к стратегическому планированию. Госполитика в сфере стратегического планирования — это совокупность скоординированных мер, направленных на определение с учётом национальных интересов России долгосрочных целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, стратегических национальных приоритетов, путей и основных инструментов их достижения, на прогнозирование рисков социально-экономического развития и угроз национальной безопасности, на совершенствование системы стратегического планирования, говорится в президентском указе.

В указе содержится список документов стратпланирования, создаваемых в рамках прогнозирования на федеральном уровне на долгосрочный период. Например, к ним относятся: стратегический прогноз России, прогноз социально-экономического развития страны на долгосрочный период, прогноз научно-технологического развития, бюджетный прогноз на долгосрочный период.

Госплану 100 лет

Ещё в основах перечислены документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания на федеральном уровне. Среди них: ежегодное послание президента России Федеральному Собранию, стратегия национальной безопасности страны и основы государственной политики, доктрины, стратегии, концепции в сфере обеспечения национальной безопасности. Кроме того, к ним относятся документы стратегического планирования социально-экономического развития, определяющие национальные цели развития России, систему долгосрочных приоритетов и задач госуправления для обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития, утверждаемые президентом и Правительством страны, а также стратегия научно-технологического развития РФ.

В рамках планирования и программирования на федеральном уровне также должны быть разработаны основные направления деятельности Правительства России, единый план по достижению национальных целей развития страны, госпрограммы РФ, государственная программа вооружения и национальные проекты.

В указе записано, что цикл стратегического планирования определяется сроком полномочий Президента России и является единым для всех его участников. По мнению зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике Михаила Делягина, горизонт наиболее эффективного стратпланирования должен составлять минимум четверть века. Очевидно, что спрогнозировать развитие страны или даже отдельной сферы жизни на такой период с точностью невозможно, но построение сценариев необходимо, считает депутат.

«Прогноз составляется по принципу «что будет, если всё и дальше пойдёт так, как идёт», — объяснил Делягин «РФ сегодня». — Количественные показатели рано или поздно переходят в качественные, а качество может улучшаться или ухудшаться. И на каждый случай у государства должны быть сценарии, вплоть до того, что на Землю высадятся инопланетяне. Высокая вариативность обеспечивает успех прогноза, а любой стратегический план должен корректироваться минимум дважды за 25 лет. Если этого не происходит, то такое планирование считается неэффективным».

Парламентарий привёл пример. Нефтяная скважина окупается через восемь лет эксплуатации, а использовать её можно гораздо дольше. Разведывая месторождение, тот, кто это делает, должен понимать, что он будет делать с нефтью все эти годы, кому и как продавать, доставлять и так далее. «И, в конце концов, будет ли через те же 25 лет нефть нужна так, как сегодня», — сказал Михаил Делягин. Это локальное стратегическое планирование, но общий принцип именно такой, добавил он.

Почему неэффективны госпрограммы

В России действуют сотни программ развития. Они существуют на всех уровнях, от федерального до муниципального. Национальные проекты, госпрограммы, программы развития отраслей или регионов, городов и даже деревень принимаются с завидной регулярностью, сказала «РФ сегодня» директор Института международных политических и экономических стратегий РУССТРАТ Елена Панина.

«Масса документов разрабатывается на уровне различных министерств и ведомств, огромные ресурсы на это тратятся, но зачастую такие проекты оказываются мертворождёнными, — отметила эксперт. — Потому что нет единой схемы, целеполагания и иерархии. Именно эти проблемы должно решить стратегическое планирование».

Закон о стратпланировании, в работе над которым принимала участие Елена Панина, приняли ещё в 2014 году, но его воплощение в жизнь начинается только сейчас, считает экономист. Краеугольным камнем она назвала выработку системы индикаторов, по которым бы оценивался успех или неуспех стратегического планирования. То есть строительство такого-то числа километров автодорог к какому-то году — это лишь количественная цель, а качественная должна заключаться, например, в снижении числа ДТП и погибших в них, объяснила Панина.

«Такие индикаторы формируют все государства исходя из особенностей своей культуры, — продолжила эксперт. — Особенно яркие примеры стратпланирования — в США, во Франции, в Германии, в Японии. В основе многих планов лежит сохранение баланса трудовых ресурсов, с чем в нашей стране существуют проблемы. Двадцать лет мы говорим о перепроизводстве экономистов и юристов и нехватке инженеров, а воз и ныне там».

Институт международных политических и экономических стратегий Русстрат

(@russtrat)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.