МОСКВА, 21 января 2022, Институт РУССТРАТ.

Пугающий призрак тотального дефицита продуктов питания был на этой неделе вновь явлен миллионам жителям США. В американском сегменте Twitter за последние дни в первую десятку ворвался хэштег #BareShelvesBiden — «Пустые полки Байдена». Участники флэшмоба фотографируют опустошенные прилавки в магазинах по всем Соединенным Штатам и выкладывают в сеть красноречивые кадры.

В ответ сторонники действующего президента кричат о срежиссированной акции, обвиняют в ней «кремлевских троллей», трясут фотографиями товарного изобилия… Но все это не отменяет продуктовый кризис, который разразился из-за нарушения логистических цепочек и превратил Америку в аналог позднего СССР.

И ситуация может стать только хуже, поскольку в портовых терминалах, на складах и на транспорте США стало не хватать рабочей силы из-за новой волны COVID-19. В условиях, когда весь продовольственный рынок страны монополизирован несколькими картелями, перебои в цепочке поставок даже одного из них, например, сети Walmart, сказываются на жизни и здоровье десятков миллионов человек.

При этом инфляция в Штатах бьет сорокалетние рекорды и по многим позициям достигла двузначных величин. Из-за резкого роста цен американцы беднеют на глазах, и далеко не все из них могут позволить себе купить даже то, что еще продается.

Но любой кризис — это беда для одних и отличная возможность подзаработать для других. По одной из версий, продуктовый кризис в Соединенных Штатах выгоден крупнейшим землевладельцам страны во главе с Биллом Гейтсом, только и ждущим часа, чтобы подсадить нацию, а за ней весь остальной мир на свою «модифицированную» еду. А некоторые, вроде Фонда Рокфеллера, и вовсе вынашивают планы по трансформации американской продовольственной системы чуть ли не в «цифровой концлагерь».

По стопам Марии-Антуанетты

Институт РУССТРАТ в конце 2021 года уже писал об угрозе голода в Штатах. По октябрьской оценке Ассоциации пищевой промышленности США, свыше половины жителей страны разделяли тревогу из-за роста продуктовых цен, а 43% опрошенных пугал дефицит. Как же отреагировал Вашингтон? Сперва власти проявили бурную деятельность, а когда та не принесла результата, предпочли сделать вид, что все наладилось.

Так, президент Байден, проводя 22 декабря Zoom-конференцию с Целевой группой по сбоям в цепочках поставок, заявил на всю Америку, что кризис с пустыми полками в магазинах, захлестнувший страну, миновал.

«Посылки движутся. Подарки доставляются. Полки не пустуют, — отрапортовал хозяин Белого дома. — Конечно, вы можете отыскать где-то пустые полки, но причина в том, что некоторые подарки у нас очень популярны».

Эти издевательские слова, сводящие проблему дефицита к «популярности» товаров, чем-то напомнили легендарную фразу «Пусть едят пирожные!», приписываемую королеве Франции Марии-Антуанетте, которая закончила жизнь на гильотине. Именно так, согласно народной молве, она отреагировала на сообщение о том, что бедняки в Париже голодают без хлеба.

Однако уже на следующий день после конференции «Сонного Джо» стало ясно, что ситуация с линиями сбыта в США далека от исправления. Оказалось, что количество не разгруженных контейнеровозов в портах лишь растет — главным образом из-за нехватки рабочих рук.

Выяснилось, что и товары местных фермеров не могут попасть на прилавки: внутренние транспортные компании тоже недосчитались сотен и тысяч работников из-за COVID-19. А в ряде случае работающим фермам даже пришлось избавляться от своей продукции, потому что им отказали в доступе к новым схемам сбыта.

Несмотря на очевидные проблемы, федеральные власти страны продолжали отвечать по-байденски: все дело, мол, в предпраздничной лихорадке, скоро изобилие вернется! Что касается инфляции, Вашингтон не придумал ничего лучшего, как просто изменить правила расчета индекса потребительских цен с января 2022 года.

Но вот отгремели рождественские торжества, наступил 2022 год, прошло еще несколько дней, в течение которых супермаркеты, по идее, должны были восполнить ассортимент. И что же увидели американцы, выбравшись в моллы за покупками?

Все те же опустевшие полки.

«Мы для них — русские боты»

9 января 2022 года Марк Беднар, пресс-секретарь лидера республиканского меньшинства в Палате представителей Кевина Маккарти, опубликовал в своем твиттере фотографию на удивление пустой витрины одного из продуктовых магазинов в Вашингтоне. Сразу несколько человек откликнулись на его твит с аналогичными картинками. На недоуменные реплики оппонентов «Где это?» другие подписчики Беднара отвечали: «По всей стране вообще-то».

На следующий день репортер консервативного издания The Daily Wire Райан Сааведра обратился к 300 тысячам своих читателей: «Снимайте и выкладывайте фотки пустых полок в магазинах поблизости». А телеведущий-трампист Джек Пэсобик, которого Wikipedia незатейливо именует «интернет-троллем», снабдил свой ретвит Сааведры подписью: «Понеслооось: #BareShelvesBiden». И действительно — понеслось.

За пару суток под этим тэгом выложили свои фотографии несколько десятков тысяч американцев из разных концов страны. Оказалось, что проблема встречается далеко не в одной торговой сети и касается всех категорий продуктов: мяса, молока, овощей и фруктов, бакалеи, сладостей, детского питания, кормов для животных…

Люди снабжали свои фотки не только хэштегом, но и говорящими подписями — вплоть до фразы «Апокалипсис сегодня». Ее написала корреспондент CNBC Кайла Тауше, входящая, к слову, в белодомовский пул.

Надо сказать, что это была не первая кампания под «байденским» тегом. В середине октября аналогичный флешмоб, полный мемов и шуток про «Сонного Джо», уже покорял Twitter, набрав за день более 47 тысяч записей. Но на этот раз, кажется, люди были более недовольными — возможно, из-за упомянутой лжи Байдена о «завершении кризиса».

Разумеется, демократы не могли пройти мимо столь «оголтелой пропаганды». Те из них, что поглупее, вроде феминистки Каролины Орр Буэно, бросились обвинять участников кампании в том, что все это подстроено, и требовать от цензоров Twitter немедленно всех забанить. «Она вот уже шесть лет считает нас русскими ботами. Этому не будет конца», — отреагировал Пэсобик, к восторгу 1,5 миллионов своих читателей.

Другие, вроде авторов The Washington Post, начали нудно перечислять причины нового сбоя: вспышка омикрона, плохая погода, рекордные декабрьские продажи… Короче говоря, «зима наступила внезапно».

Кто-то еще совсем уж некстати припомнил дефицит при Дональде Трампе: весной 2020 года запаниковавшие американцы бросились сметать с полок магазинов все, что могло помочь пережить локдаун. Но тут же прилетела «ответка» — республиканцы припомнили, как 21 мая 2020 года тогда еще кандидат в президенты Джо Байден написал в своем твиттере по поводу тогдашних витрин:

«Проблема не в недостатке еды, проблема — в руководстве страной».

Таким образом, новый хозяин Белого дома оказался в положении унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла.

Но, наверное, подлее всех поступили некоторые сторонники Демократической партии, которые побежали фотографировать полные полки в магазинах, до которых кризис еще не добрался, заявляя при этом открытым текстом своим оппонентам: мы тут в шоколаде, а что там у вас творится — ваши проблемы.

Билл Гейтс: от Windows к личинкам

И все же товарный дефицит в США так и остался бы для остального мира экзотической новостью, если бы не важные обстоятельства. Похоже, у нынешнего кризиса логистических цепочек вполне могут быть бенефициары. Попросту говоря, кое-кому очень захотелось, чтобы привычные пути снабжения традиционной едой рухнули — причем не только в Америке. И если таким окажется одно из последствий пандемии коронавируса, то почему бы нет?

Институт РУССТРАТ уже рассказывал о малоизвестной стороне жизни основателя Microsoft и создателя Windows, «программиста и филантропа» Билла Гейтса. Напомним, что этот миллиардер с состоянием 134,2 млрд долларов является еще и крупнейшим землевладельцем. Ему принадлежат 269 тысяч акров земли в США — больше одной тысячи квадратных километров. Примечательно, что «программиста» интересует вовсе не только традиционное сельское хозяйство. Фонд Билла и Мелинды Гейтс инвестирует в ГМО-культуры и генетически модифицированных комаров, выращивает корма из личинок, скупает патенты на семена и синтетическую еду, прежде всего искусственное мясо.

Последняя тема интересна тем, что на ней зациклены и другие IT-корпорации. В статье за 2020 год Forbes перечисляет фирмы, чьи основатели, подобно Гейтсу, вложились в синтетическую биологию: Google, PayPal, Netscape, Sun Microsystems, Yahoo! и др. Чем же их так привлекло «мясо на растительной основе»? Ответ не скрывается: благодаря новым дешевым генным технологиям такая продукция сулит колоссальные прибыли.

Зачем возиться с выращиванием коров, свиней, овец или кур? Достаточно варить в каких-нибудь чанах субстанцию неопределенного происхождения, добавляя красители и усилители вкуса. А попутно укоренять в обществе новый модный курс на «экологическое сознание» под мантры о «спасении зверушек».

Есть лишь одна проблема — сформировавшиеся вкусы потребителей. Не так-то просто отвадить американцев от говядины в бургере или индейки на День благодарения. И тут на помощь может прийти банальнейшая вещь — дефицит. Что будет, если спустя год или два вечных перебоев с продуктами мясные отделы магазинов вдруг украсятся сочно выглядящими полуфабрикатами в красивой упаковке — «стейками», «эскалопами» и прочим «как бы мясом»? И попробуй только не купить, когда модные блогеры в соцсетях, коллеги по работе, врачи в клиниках и школьные учителя ваших детей все уши прожужжали о «революции в здоровом питании»!

Но, быть может, неистребимая жажда денег — не главная из причин, подталкивающая крупный бизнес США вкладываться в дешевые заменители нормальной еды? Как насчет перенаселения, войн, катаклизмов? Разве синтетическая пища — не спасение человечества от угрозы голода?

О чем мечтает Фонд Рокфеллера

«Не совсем», — прозрачно намекает отчет Фонда Рокфеллера «Перезагрузите стол: встречаем момент для переустройства продовольственной системы США», появившийся летом 2020 года, в разгар пандемии. В нем констатируется нарастание угроза голода в Америке, предсказываются проблемы с цепочками поставок и прямо говорится о «многообещающих и вдохновляющих решениях», к которым подтолкнул COVID-19.

В качестве одного из таких решений предлагается новый принцип переустройства американских линий снабжения, основанный «на ценностях справедливости, этичности и устойчивости». Приоритетное внимание следует отдавать тем производителям и поставщикам, которые воплощают эти ценности, советует Фонд Рокфеллера. О чем речь?

Это когда не только в цепочках, но и при самом производстве пищи, а также ее распределении устранены расизм и безответственное отношение к окружающей среде, в том числе к изменению климата, говорят составители отчета. Это когда уйдут в прошлое «дешевые и пустые калории» традиционной американской еды, приносившие проблемы со здоровьем потребителям, убытки — цветным и коренным фермерам и вред — природе (через экологически губительные методы производства продуктов).

«Хорошо спланированные реформы продовольственной системы могут способствовать развитию моделей компенсации за сокращение выбросов парниковых газов и консервацию сельскохозяйственных угодий, сводя к минимуму неравенство, которое в противном случае усугубилось бы изменением климата», — откровенничают авторы.

Утверждается, что новая система должна делать ставку на диетический характер пищи. Более того, системы питания и здравоохранения должны работать как единый механизм. Нужны «исследования в области питания», которые могут повысить устойчивость населения к будущим пандемиям, говорится в отчете.

В целом, заявляют эксперты Фонда Рокфеллера, продовольственная система США нуждается в разукрупнении, децентрализации и регионализации. Но при этом ей нужен один-единственный федеральный координатор наподобие Министерства внутренней безопасности или Управления национальной разведки, которые появились после 9/11. А заодно — и единая цифровая системе, которая отслеживала бы в режиме реального времени потребности домохозяйств наряду с их доходами и другими данными переписи (и для этого нужно срочно подключить к интернету 42 млн американцев).

По сути, перед нами — вариант «цифрового концлагеря» будущего, в котором потребители будут получать под полным контролем Большого Брата «здоровую пищу», строго дозированную специально обученными докторами. Пища эта, в свою очередь, должна будет выращиваться в рамках «новой нормальности» и «устойчивой экологии», где «белые супрематисты»-фермеры и «пукающие коровы» только мешают.

В этом «дивном новом мире» магазинные полки, вероятно, будут ломиться от товаров, а покупатели — светиться от счастья. Ведь чистый протеин из опарышей — это модно, полезно, а главное, политкорректно!

Институт международных политических и экономических стратегий Русстрат

(@russtrat)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.