МОСКВА, 14 февраля 2022, Институт РУССТРАТ.

Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков 10 февраля 2022 года в ходе общения с журналистами сообщил, что основные контуры ответа Москвы на реакцию Вашингтона по российским предложениям о гарантиях безопасности готовы: «Основные контуры, они, конечно же, уже готовы… Общее понимание есть, но когда это будет сформулировано главой государства? Тогда, когда он посчитает это необходимым».

Как известно, письменные ответы от США и НАТО на проекты российских соглашений о гарантиях безопасности были получены Россией 26 января 2022 года. А наша страна направила свои предложения в виде проектов Договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатам Америки о гарантиях безопасности и Соглашения о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств-членов организации Североатлантического договора 15 декабря 2021 года.

Таким образом, США и НАТО письменно ответили на наши документы только через полтора месяца. Поэтому формально Россия может не торопиться с реакцией на письменные ответы Соединённых Штатов и Североатлантического альянса.

Следует заметить, что тексты конфиденциальных письменных ответов США и НАТО просочились в западную прессу и 2 февраля 2022 года были опубликованы в испанской газете El Pais. Позже перевод этих документов появился и в российских изданиях.

Общую оценку письменных ответов США и НАТО на российские предложения по гарантиям безопасности президент России Владимир Путин озвучил ещё 28 января 2022 года в телефонном разговоре с президентом Франции Эммануэлем Макроном.

В сообщении на сайте Кремля говорится следующее: «В американском и натовском ответах так и не были учтены такие принципиальные озабоченности России, как недопущение расширения НАТО, отказ от размещения ударных систем вооружений вблизи российских границ, а также возврат военного потенциала и инфраструктуры блока в Европе на позиции 1997 года, когда был подписан Основополагающий акт Россия – НАТО.

Проигнорирован и ключевой вопрос: как США и их союзники намерены следовать зафиксированному в базовых документах ОБСЕ и Россия – НАТО принципу неделимости безопасности, предусматривающему, что никто не должен укреплять свою безопасность за счёт безопасности других стран».

В то же время ряд российских экспертов увидели в данных документах некоторые конструктивные моменты. Однако трудно разделить с ними этот необоснованный оптимизм. Дополнительно разберём две наглядные цитаты из письменных ответов США и НАТО.

Вопрос о объектах противоракетной обороны США Aegis Ashore (письменный ответ США): «США готовы, консультируясь с союзниками и, где это уместно, с их согласия обсуждать механизм прозрачности, чтобы доказать отсутствие крылатых ракет Tomahawk на объектах Aegis Ashore в Румынии и Польше, при условии, что Россия предоставит ответные меры прозрачности в отношении двух ракетных объектов наземного базирования по нашему выбору на территории России. Мы должны проконсультироваться с нашими союзниками по НАТО, включая Румынию и Польшу, по этому вопросу».

Фактически по боевому потенциалу объекты Aegis Ashore имеют двойное назначение: универсальные пусковые установки Mk 41 могут использоваться как для запуска противоракет SM-3, так и для запуска крылатых ракет Tomahawk, т.е. могут выполнять как противоракетную, так и ударную функцию.

Если говорить об ударной функции, то речь идёт о развёртывании крылатых ракет наземного базирования средней дальности, т.к. дальность поражения крылатой ракетой Tomahawk в зависимости от модификации может достигать 2600 км. Кроме того, отсутствие данных ракет на базе в момент проверки совершенно не исключает вариант их доставки в любое другое время и перезарядки пусковых установок Mk 41.

Однако Россия не имеет аналогичных ракетных объектов наземного базирования средней и меньшей дальности на своей территории. Это ограничение выполнялось во время действия  Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) до 2 августа 2019 года, а после этой даты выполняется на основе добровольного одностороннего моратория России на неразмещение ракет средней и меньшей дальности.

Теперь приведу цитату из письменного ответа НАТО: «Европейская безопасность, включая ситуацию на и вокруг Украины: России — вывести войска из Украины, Грузии и Республики Молдова, где эти войска были размещены без согласия принимающей стороны».

НАТО не признаёт воссоединение Крыма с Россией, не считает независимыми самопровозглашенные ДНР и ЛНР. Кроме того, альянс считает Абхазию и Южную Осетию частью Грузии, а Приднестровье, где размещены российские миротворцы, территорией Молдавии.

Таким образом, нашей стране предлагается геополитическое отступление: отдать Крым, отказаться от поддержки республик Донбасса, отозвать признание суверенитета Абхазии и Южной Осетии и вывести миротворцев из Приднестровья. Только одного этого пункта в письменном ответе НАТО достаточно для того, чтобы выбросить его на помойку.

Мало того, что США и НАТО проигнорировали основные озабоченности России по гарантиям безопасности, нашей стране фактически предлагают сдаться и уступить часть своей территории.

Глава российского МИД Сергей Лавров охарактеризовал стиль изложения письменных ответах США и НАТО следующим образом: «На фоне бумаги, которую прислали нам из НАТО, американский ответ является чуть ли не образцом дипломатических приличий. От НАТО ответ идеологизированный, настолько он дышит исключительностью Североатлантического альянса, его особой миссией, особым предназначением, что просто мне было немного стыдно за тех, кто эти тексты писал».

Письменные ответы США и НАТО – это два документа. Однако, надо понимать, что речь идёт об ответе из одного источника – из Вашингтона, ибо НАТО – это «США плюс» в терминологии замглавы МИД РФ Сергея Рябкова. Поэтому стоит читать эти тексты как единый документ.

Следует заметить, что откровенная враждебность по отношению к России сквозит не только на бумаге. Коллективный Запад, в первую очередь США и Британия, развязали против нашей страны оголтелую информационную кампанию, в которой Россия рисуется страной-агрессором, готовящим вторжение и оккупацию Украины. При этом на украинскую территорию странами-членами НАТО активно перебрасывается оружие и боеприпасы, наёмники, бойцы частных военных компаний, инструкторы и подразделения специального назначения.

Для создания соответствующей атмосферы англосаксонские страны (США, Канада, Британия, Австралия) объявили об эвакуации из Украины членов семей дипломатов и второстепенного персонала. Канада сообщила о перемещении своего воинского контингента на запад от Днепра. Госдеп США приказал американским сотрудникам украинской дипмиссии, чья работа не связана с чрезвычайной деятельностью, покинуть страну. Об эвакуации дипломатического персонала с украинской территории проинформировал и Израиль.

МИД РФ  собрал досье с некоторыми публикациями в западных СМИ и отметил следующее: «Против Москвы ведётся скоординированная информационная атака, нацеленная на подрыв и дискредитацию справедливых требований России относительно обеспечения гарантий безопасности, а также оправдание западных геополитических устремлений и военного освоения территории Украины».

11 февраля 2022 года нагнетание напряжённости в связи с ситуацией по Украине достигло нового пика. Помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан в ходе брифинга для прессы в Белом доме заявил следующее: «Любой американец на Украине должен уехать как можно скорее и в любом случае в ближайшие 24-48 часов».

Он также сообщил: «Мы находимся в том периоде, когда вторжение [на Украину] может начаться в любой момент, если Владимир Путин решит отдать приказ об этом. Я не буду комментировать детали нашей разведывательной информации. Но я действительно хочу внести ясность: это может начаться во время Олимпийских игр, несмотря на множество предположений о том, что это произойдёт только после Олимпийских игр».

Джейк Салливан даже описал сценарий «российского вторжения на Украину»: «Если российское нападение на Украину состоится, оно, скорее всего, начнётся с воздушных бомбардировок и ракетных ударов, которые, очевидно, могут привести к гибели мирных жителей независимо от их национальности. Последующее наземное вторжение повлечёт за собой натиск огромных сил».

Кстати, американские СМИ начали распространять информацию, что в ходе виртуальной встречи по Украине 11 февраля 2022 года президент США Джо Байден якобы назвал дату «российского вторжения» на Украину – 16 февраля 2022 года.

Инициатором данной встречи выступил Вашингтон. Кроме Джо Байдена, в ней приняли участие генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, премьер-министр Британии Борис Джонсон, премьер-министр Канады Джастин Трюдо, президент Франции Эммануэль Макрон, канцлер Германии Олаф Шольц, премьер-министр Италии Марио Драги, президент Польши Анджей Дуда, президент Румынии Клаус Йоханнис, а также председатель Евросовета Шарль Мишель и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.

Очевидно, что такие заявления показывают заинтересованность самих Соединённых Штатов в вооружённом конфликте. Как отметила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова: «Истерика Белого дома показательна как никогда. Англосаксам нужна война. Любой ценой. Провокации, дезинформация и угрозы — излюбленный метод решения собственных проблем. Каток американской военно-политической машины готов идти вновь по жизням людей. Весь мир наблюдает за тем, как милитаризм и имперские амбиции обличают сами себя».

Как считают многие эксперты, подобный подход англосаксов является информационной подготовкой какой-то масштабной провокации на Украине. При этом задача данного мероприятия – поставить Россию в такие условия, чтобы она не смогла бы не вмешаться в конфликт на Донбассе. Это сценарий один.

Есть и сценарий два. Он предполагает оказание на Россию политического, экономического, военного и информационного давления с целью заставить отвести подальше войска от границы с Украиной и отказаться от действенной поддержки Донбасса на случай вооружённой агрессии киевского режима против ЛДНР.

Таким образом, главная задача России на данном этапе – это сохранять выдержку и повышать осведомлённость о ситуации. О напряжённости обстановки говорит и очередная отмена визита министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Израиль. Он был намечен на 14 февраля 2022 года.

Однако напряжение действует на все стороны, не только на Россию, но и на Украину и её кураторов, США и их союзников по НАТО. Тем более, что Москва пока держит паузу в отношении военно-технического ответа в связи с отказом Вашингтона и Североатлантического альянса предоставить России гарантии безопасности.

Как выразился президент России Владимир Путин в ходе расширенного заседания коллегии МИД РФ 18 ноября 2021 года: «Тем не менее наши предупреждения последнего времени всё-таки дают о себе знать и производят определённый эффект: известное напряжение там всё-таки возникло … Нужно, чтобы это состояние у них сохранялось как можно дольше, чтобы им в голову не пришло устроить нам на наших западных рубежах какой-нибудь не нужный нам конфликт, а нам конфликты не нужны».

Кстати, МИД РФ вывесил в своём телеграм-канале девиз дипломатической деятельности министра иностранных дел СССР (1957-1985 гг.) Андрея Андреевича Громыко: «Лучше десять лет переговоров, чем один день войны».

Институт международных политических и экономических стратегий Русстрат

(@russtrat)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.